Музыкальное наследие Джона Уильямса
Небольшое путешествие в мир музыки далекой-далекой галактики.
В студии ожидаемо жарко и душно. Некоторые подстраивают свои инструменты, кто-то делает пометки карандашом на листах с нотами. Третьи негромко переговариваются, обсуждая какие-то специфичные моменты партитуры, лежащей перед их глазами. Никто из них еще пока не знает, что буквально через несколько минут, они создадут музыкальное сопровождение к киносаге, которой суждено навсегда перевернуть массовую культуру, захватит умы, сердца и души сотен миллионов человек, заставив их радоваться, переживать, испытывать огромную палитру чувств и эмоций, следя за историей о любви, добре и зле, чести, великой дружбе не и менее великом предательстве.
А пока, в студийное помещение входит он, высокий, статный мужчина, держащий в руках папку с нотами и палочку. Он встает за дирижерский пульт, уверенным движением открывает партитуру на нужной странице, и негромким, но сильным голосом, говорит музыкантам: «Господа, страница 3, с первого такта, пожалуйста». Дирижерская палочка в его руках на секунду замирает, чтобы следующим движением обозначить сильную долю, и именно оно вдохнет музыкальную жизнь в «Звёздные Войны», а творцом этой СИЛЫ станет маэстро Джон Уильямс.
Джордж Лукас, отец культовой киносаги, не раз говорил о том, что: «Музыка и звук составляют 50 процентов успехов фильма». Не двадцать, не тридцать, а ровно половину, дополняя картинку, помогая сопереживать героям, более тонко ощущать внутренний мир персонажей и событий, в которых они принимают участие. «Звёздные Войны» как никакой другой фильм доказывают справедливость этой фразы. Что если мы уберем из фильма музыку? На просторах интернета гуляет видео, где из культовых моментов саги полностью вырезали музыкальное сопровождение. И мгновенно теряется вся магия, остается лишь недопонимание, удивление и осознание того, насколько все происходящее на экране может быть пресным и даже больше — глупым, стоит только лишить картину музыки Уильямса.
И сегодня мы постараемся стать для вас проводником в бескрайний, такой таинственный и прекрасный мир музыки «Звёздных Войн», чтобы мы вместе смогли ощутить магию, которую сотворил для нас этот замечательный, добрый и скромный человек по имени Джон Уильямс.
По своей структуре, каждый из саундтреков к «Звёздным Войнам» можно рассматривать как большое классическое, симфоническое произведение, которое подчиняется своим законам формы и содержания. Конечно, с точки зрения музыкальной науки, есть большое количество расхождений, однако, схожие черты несомненно присутствуют. К примеру, увертюрой, то есть вступлением, можно без сомнений считать композиции, носящие название «Main Titles», которые вы можете слышать на фоне легендарных желтых букв, уходящих вверх. Начинаясь с призывных фанфар, которые, по традиции играются медно-духовыми инструментами, мелодия начинает развиваться, добавляются струнно-смычковые, деревянно-духовые инструменты, ну а ударные, естественно, служат каркасом для данной монументальной конструкции, удерживая мелодию в едином ключе.
Очень интересной «фишкой» данной композиции является момент, когда главенствующая тема ведется струнными, а медно-духовые, обозначающие сильные доли, в частности тубы, которые обладают самым глубоким звуком среди всех медных, снижаются на полутон вниз, чтобы потом вернуться в исходную позицию. Данное решение, позволяет торжественной конструкции стать на мгновение теплой и очень «домашней», настраивая зрителя на ощущения большого приключения. Ближе к концу титров, когда последние буквы покидают экран, музыка словно движется вслед за ними, двигаясь по восходящей для того, чтобы потом замереть на долю секунду в кульминационной точке и тогда в дело вступают виолончели и контрабасы, которые, на фоне звездного неба, появившегося на экране, создадут атмосферу таинственности, после чего мелодия получит свое развитие в зависимости от того, что будет происходить на экране.
Как и в любом монументальном симфоническом произведении, в саундтреке к «Звёздным Войнам» прослеживается несколько лейтмотивов, которые проникают из трека в трек, помогая зрителю более ярко воспринимать происходящее событие на экране.
Каждый основной персонаж обладает своим музыкальным мотивом, который постоянно варьируется, он замедляется или убыстряется, становится мажорным или минорным, он, как и персонаж в кинофильме развивается, не остается на месте, перетекает из одного состояния в другое. Я бы хотел рассмотреть эволюцию, нескольких, как мне кажется самых важных лейтмотивов всей саги.
Тема Оби-Вана Кеноби
«Да это тема Силы»,- скажут одни. «Нет, это определенно тема Люка», — скажут в ответ вторые. «Да вы вообще ничего не понимаете, это тема Джедаев», — скажут третьи. Возможно каждый из них прав, но по-своему. Разрешите мне, аргументировать свою точку зрения, которая отчасти перекликается с каждым из этих мнений.
Дело в том, что хоть «Звёздные Войны» и считаются «Сагой о Скайуокерах», в действительности только два персонажа имели в каждом, подчеркну в Каждом из эпизодов, довольно много экранного времени. Это Энакин Скайуокер, он же темный владыка Вейдер и Оби-Ван Кеноби, его учитель, друг и одновременно заклятый враг.
Именно Старик Бен, на протяжении всей оригинальной трилогии обучал, наставлял и тренировал юного Люка, давал ему советы и старался оберегать от влияния темной стороны силы. В трилогии-приквелов он взял на попечение его отца, Энакина Скайуокера, воспитал его, относился как брату, если не как к сыну. И это не случайно, что каждый раз, когда упоминается или появляется в кадре Оби-Ван, звучит имена эта мелодия. Она является отображением развития характера данного персонажа, является его жизненным путем от Падавана Квай-Гона Джинна, до познавшего все таинства Силы, обретшего в ней бессмертие Бена Кеноби.
«Но ведь эта мелодия заметна и в музыкальной теме Люка Скайуокера и Энакина», — можете мне парировать вы. Несомненно, вы правы, но кто обучил их самих? Ученик есть отражение своего учителя. Довольно странно было бы для Джона Уильямса использовать в четвертом эпизоде для отображения темы юного Люка, инструменты, обладающие таким благородным звуком, как валторна и фагот, при этом темп, с которым играется эта мелодия очень медленный, что никак не подходит для темперамента молодого парня.
Размеренное, степепенное звучание этой темы сразу ассоциируется с безграничной мудростью, знанием о великих таинствах Силы, которые несет как раз старик Бен Кеноби.
Отличить же эту тему можно всегда по последовательному звучанию двух звуков, которые образуют интервал – кварта. После чего, мелодия немного обыгрывает данный интервал поднимаясь еще выше, а потом, словно обволакивает, заполняет эти широкие интервальные скачки.
Каждый звук, каждый элемент данного лейтмотива направлен на то, чтобы она звучала мягко, тепло и возвышенно, в ней вы не встретите диссонирующих созвучий, самым же выдающимся приемом, на мой взгляд является момент, когда скрипки идут вверх по полутонам в высоких регистрах, а им вторят виолончели и контрабасы в нижних, замедляясь, словно замирая, чтобы буквально в следующий момент дать выход продолжению мелодии, исполненной уже деревянно-духовыми инструментами, которые обладают безумно мягким, но оттого не менее пронзительным звуком. Кульминацией же является вовлечение всего симфонического оркестра в развитие мелодии.
Это тема всех джедаев? Ммм…Тоже можно оспорить. Ведь у мастера Йоды есть своя, уникальная музыкальная тема, которая никак не перекликается с данным лейтмотивом. Она имеет свою структуру, использует совершенно другие музыкальные приемы.
В трилогии-приквелах Джон Уильямс варьировал данный мотив, сделал его более, если так можно выразиться, «нетерпеливым», «динамичным», не убирая при этом отличительные особенности, которые выделяют данную тему. Он адаптировал её под характер, под нрав еще Молодого Кеноби, показывая развитие его как джедая, как наставника и защитника.
Кульминационной музыкальной темой первого эпизода «Звёздных Войн» можно без сомнений назвать «Duel of the Fates».
Она начинается с громогласного, леденящего кровь вступления Хора, знаменующего начало битвы не на жизнь, а на смерть. В качестве инструментов, задающих тон выбраны струнно-смычковые, они задают динамику, добавляют драматизма и не дают расслабиться. Музыкальная тема Оби-Вана сначала неузнаваема, она очень робка. Начинающаяся с кварт мелодия, мгновенно откатывается на ноту, а то и две ниже, подчеркивая нерешительность, удивление и смятение юного джедая, который не знает как реагировать на случившееся. С каждом тактом, мелодия развивается, как и течение битвы, и вот уже становится меньше моментов, когда мелодия после скачка вверх мгновенно откатывается назад.
Кульминационным моментом трека является момент, когда тема Дарта-Мола, исполняемая хором входит в конфронтацию с темой Оби-Вана. Абсолютно не похожие по своей структуре мелодии начинают звучать в унисон, причем Уильямс сначала дает акцент на теме Оби-Вана, а буквально в следующий момент, тема Мола главенствует. Эта музыкальная дуэль потрясает воображение тем, как мастерски обращается с контрастирующими темами маэстро Джон.
Следующим знаковым моментом развития музыкальной темы Кеноби является момент в третьем эпизоде, когда Оби-Ван прощается с Энакином, перед отлетом на планету Утапау с целью уничтожения Генерала Гривуса. Данный трек не является частью официального саундтрека, однако он присутствует в расширенной версии, и я предлагаю его вашему вниманию и вот почему:
Дело в том, что это последний раз, когда Энакин Скайоукер и Оби-Ван Кеноби видятся как друзья, учитель и ученик, два адепта светлой стороны, но музыкальная тема Оби-Вана дает нам понять, что это уже начало конца — учитель, находится в смятении, его сердце словно предчувствует неизбежность катастрофы. Это достигается за счет того, что на протяжении некоторого количества времени, мелодия не может получить своего развития, она просто топчется на месте, делая шаг вперед, и два назад. Что происходит в этот момент? Правильно, в голове Оби-Вана прокручивается разговор с Винду и Йодой о том, что Энакину не стоит доверять.
Однако, как только Скайуокер говорит своему учителю фразу: «Оби-Ван, да пребудет с Вами сила», а тот в ответ произносит ему эту же фразу, то мелодия, мгновенно получает развитие, и мы уже слышим музыкальную тему наставника Кеноби, с использованием медно-духовых инструментов.
Закрывая разговор о музыкальной теме Кеноби, мы рассмотрим сразу две композиции: «Battle of the Heroes» и «Anakin vs Obi-Wan». Их нельзя разделять ни в коем случае, они являются дополнением друг друга, дают нам уникальную возможностью посмотреть на противостояние двух персонажей, волею судеб ставших смертельными врагами.
«Anakin vs Obi-Wan» начинается с партии струнно-смычковых, которые как и в случае с «Duel of the Fates» являются «топливом», основой данной композиции. Мелодия начинается с призывных звуков труб, которые знаменуют активную фазу схватки, что самое интересное, Джону Уильямсу при помощи музыки удалось передать не только разницу в боевых стилях борьбы на мечах каждого из героев, но почти физического ощущения схватки. Это достигается посредством удара в тарелки в моменты, когда удары меча об меч особы сильны. После чего мелодия снова возвращается в свое динамичное русло.
Периодически, в течение композиции вклинивается лейтмотив Энакина Скайуокера, который уже пал на темную сторону, но об этом чуть позже. В эти моменты темп мелодии как будто на несколько мгновений замедляется — Кеноби и Энакин собираются с силами, чтобы снова начать свою битву. С каждым моментом, вкраплений темы Вейдера становится все больше, она поглощает тему Оби-Вана, кажется, что ему не выстоять против этого напора, однако, она снова отвоевывает свое и вот они уже снова звучат наравне, не позволяя одной одержать верх над другой.
Развитие и кульминация наступают во второй части этой импровизированной симфонии из двух частей.
«Battle of the Heroes» продолжает начатое в предыдущем треке, но напряжение нарастает, кульминация впереди, и вот уже темы и Кеноби и Скайуокера попеременно акцентируются, подчеркивая драматические диалоги между двумя персонажами.
А определяющим моментом стал прыжок Энакина, в результате которого Оби-Ван разрубил его. Атмосферу, предшествующую этому моменту помогал нагнетать хор и медно-духовые инструменты, а удар (удар — это звук труб) на тон выше, чем предыдущие. И Все. Такое внезапное завершение битвы ознаменовали струнно-смычковые, которые как вы помните и были первыми инструментами, которые играли при начале битвы героев.
Вот так происходит эволюция музыкальной темы Оби Вана Кеноби, она рассказывает нам его жизнь, дает представление о его характере, личных качествах, а также его взгляд на понимание секретов Силы. Однако мы выше упомянули Энакина Скайуокера и поэтому перейдем без промедления к рассказу о его лейтмотиве.
Музыкальная тема Энакина Скайуокера
Всем известен Имперский Марш. Он и является главной музыкальным отображением мощи Империи, и более того, мощи темного владыки, Лорда Вейдера. Если рассматривать с точки зрения музыкальной структуры, то имперский марш является «извращенной» темой Оби-Вана, те же призывные кварты, те-же медно-духовые инструменты, использующиеся во время игры этой мелодии. Однако главное отличие заключается в том, что в теме падшего Скайуокера мелодия идет не восходяще, а нисходяще. Интересным моментом в этой теме является то, что во время нисходящего движения, в самой нижней точке мелодия обыгрывается два раза, абсолютно одинаково, подчеркивая этим музыкальным приемом убежденность в своей правоте, безграничную верность Империи и темной стороне, а также отточенность движений искореженной машины, которой стал Вейдер.
Вообще, за эволюцией данной темы безумно интересно наблюдать именно в трилогии приквелов. Когда ты знаешь во что превратится в итоге Скайуокер и ищешь малейшие признаки темной стороны, которая могла поселиться в его сердце. И Джордж Лукас вместе с Джоном Уильямсом сполна удовлетворяют наше праздное любопытство.
Ярчайшим, и несомненно самым прекрасными примером является великая композиция о любви, о страхе, о судьбе под названием «Across the Stars».
Вступление этой мелодии начинается с игры на Арфе, которое подчеркивает нежность, хрупкость чувств двух влюбленных друг в друга молодых людей, коими являются Падме и Энакин. В переборы арфовых струн, тихо и очень аккуратно вклинивается мелодия, исполняющаяся деревянно-духовым инструментом. Пронзительно, словно боясь спугнуть эти эмоции лейтмотив получает свое продолжение. Но сначала вы не услышите абсолютно никаких медных инструментов — они слишком громки и привлекают слишком много внимания к себе, а песня сердец двух любящих людей пока еще слишком аккуратна. Чем больше развивается мелодия, тем больше подчеркивается искренность чувств Энакина и Падме друг к другу и вот она раскрывается полностью, весь симфонический оркестр во всю свою мощь несет эту историю любви, такую прекрасную, но обреченную стать великой болью, к звездам, сквозь пространство и время.
Однако, ростки темной стороны уже находятся в душе Скайуокера, хоть он еще и не придает им внимания. Но музыка прекрасно это отображает, ведь посередине композиции, Джон Уильямс при помощи медно-духовых и струнных инструментов дает первые намеки на то, что может случиться, он уже начинает использовать нисходящие пассажи, которые, правда, все равно, в итоге возвращаются в восходящие мотивы. Но эта композиция все-таки была создана для другого, показать, насколько сильна любовь Энакина и Падме поэтому кульминация после этих темных моментов, бьет еще сильней по эмоциональным центрам, просто таки заставляя верить в то, что, любовь может стать самым великим даром и одновременно проклятием. Ведь тот, кто настолько сильно любит, так же сильно боится потерять. А эта музыка показывает, что никто и никогда никого не любил как эти двое друг друга.
Однако, давайте перенесемся в конец «Мести Ситхов»
Трек под названием «Immolation Scene». Он представляет собой реквием, плач по Энакину Скайуокеру, который умер в раскаленной лаве планеты Мустафар, в нем не осталось ничего, кроме ненависти, боли, горечи утраты и лишений. Маэстро, создавая данную композицию, явно вдохновлялся «Lacrimosa» Моцарта. Использование только струнно-смычковых инструментов, траурные интервалы, символизирующие плач, оплакивание судьбы падшего джедая, который всего лишь хотел спасти любимую от смерти. Довершает картину надрывные взвизги одинокой скрипки, которая в один прекрасный момент просто замирает, как будто сердце остановилось и… Энакин Скайуокер умер, и на его место пришел только Дарт Вейдер. Круг замкнулся.
На такой ноте заканчивается мой рассказ о великой музыке к великой саге. Это всего лишь крошечная часть музыкального наследия «Звёздных Войн». С «Пробуждением Силы» нас с вами ждет новая история, новые персонажи. Я не знаю каким окажется фильм, хорошим или плохим, великим или просто средним. Но одно я знаю точно, раз музыку написал маэстро Уильямс, то за музыкальное приключение я могу не беспокоиться. Оно будет незабываемым.